Виконавчий директор Міжнародного фонду “Відродження” розповів про особливості третього сектору в Україні

Виконавчий директор Міжнародного фонду “Відродження” Євген Бистрицький розповів про особливості третього сектору в Україні

Виконавчий директор Міжнародного фонду “Відродження” Євген Бистрицький в інтерв’ю виданню “Деловая столица” (№9 (511) від 28.02.2011) розповів про особливості третього сектору в Україні.

 

Евгений Быстрицкий.
Исполнительный директор Международного фонда “Відродження”
об особенностях работы общественных организаций в Украине


В 2011 г. иностранные благотворители готовы существенно увеличить безвозмездную помощь нашим общественным организациям и расширить перечень проектов, которые могут быть профинансированы за счет выделяемых грантов. О том, куда пойдут средства международных структур и как будет контролироваться их целевое использование, ДС рассказал исполнительный директор одного из самых крупных доноров – Международного фонда “Відродження” Евгений Быстрицкий.

Отразилась ли смена власти на функционировании общественного сектора в Украине?

Перемены, безусловно, произошли. Пять лет руководства страной “оранжевой командой” в контексте диалога властей с общественными организациями оказались непродуктивными. Относительная свобода (слова, печати, собраний и т. д.) не трансформировалась в полноценный диалог общественных организаций с властями. Но когда власть поменялась, о перспективах налаживания такого диалога и вовсе пришлось забыть.

Вы пытались донести свою оценку сложившейся ситуации руководству страны напрямую?

Недавно в Вашингтоне, накануне третьего заседания украинско-американской Комиссии стратегического партнерства, состоялась встреча представителей общественных организаций правительства Украины и США. И украинские чиновники публично признали необходимость диалога между общественным сектором и властью. Например, Министерство юстиции поддерживает контакты с Фондом в части создания системы правовых консультаций для населения. Насколько я знаю, Харьковская правозащитная группа имеет контакты с СБУ в части доступа к архивным данным о советских диссидентах. Но все это лишь отдельные случаи. В целом же общественные организации не удовлетворены тем, что они фактически не участвуют в процессах принятия решений органами власти на всех уровнях. Правда, правительство приняло решение об открытости органов власти для участия всех желающих общественных организаций в общественных советах, но совсем не подумало о процедуре отбора организаций для такого сотрудничества. Мы опасаемся, что так же будет испорчена идея Конституционной ассамблеи, разработки новой редакции Основного Закона. Ведь уже сейчас понятно, что этот проект руководство страны намерено реализовывать в режиме “карманной” ассамблеи близких к власти политиков и функционеров.

Вы критикуете власти за нежелание учитывать мнение общественных организаций в процессе принятия решений, а некоторые представители ПР в свою очередь обвиняют международные общественные организации в том, что они навязывают Украине модель западного общества…

Представители Партии регионов, делающие такие заявления, пришли к власти как постсоветская элита, воспитанная на советских ценностях закрытого общества. И им сложно понять, что без активного гражданского общества их капиталы здесь работать не будут. Ведь свободный рынок в любом обществе не способен функционировать без демократии. И за создание именно такого открытого общества выступает Фонд “Відродження”. Планируют и руководят всей деятельностью Фонда совсем не западные эксперты, а сами украинцы. Джордж Сорос не принимает конкретных решений о выделении грантов, как и не имеет отношения к работе программных советов, которые независимо принимают коллективные решения о финансовой поддержке лучших проектов. Все инициативы исходят от экспертов-украинцев, которые хорошо осведомлены о состоянии дел в стране.

Как руководство Фонда контролирует использование предоставленных грантов?

У нас есть три основных канала контроля. Во-первых, мы предоставляем средства под четко прописанный проект организациям, не вызывающим сомнений в их репутации. Во-вторых, грант предоставляется отдельными траншами, и если промежуточный отчет вызывает сомнения, дальнейшее выделение средств может быть приостановлено. К тому же работа Фонда “Відродження” строится максимально открыто: все данные о предоставленных грантах имеются в открытом доступе, и те организации, которые претендовали на получение средств, но их не получили, могут отслеживать работу тех, кому это удалось. Есть и другие способы проверок. Сейчас немало грантов предоставляется совместно с местными органами власти. И ее представители также следят за тем, насколько целесообразно используются средства.

Но именно в адрес чиновников часто звучат обвинения в том, что финансовая поддержка с их помощью предоставляется только близким структурам.

Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы не допустить такой практики. Например, в Луцке в прошлом году мы подписали меморандум с городской властью о готовности предоставить 1 млн грн. для общественных организаций, которые помогают социально незащищенным слоям населения. Для распределения этих средств был создан совет, в который на паритетных началах вошли представители местной власти и нашего Фонда. Все решения принимались большинством голосов. Поэтому чиновники не имели возможности покровительствовать отдельным структурам, так же как и общественные эксперты. И это довольно эффективный механизм. В этом году Фонд выделит Луцку почти такую же сумму. Аналогичный проект мы намерены осуществить совместно с Донецкой облгосадминистрацией.

Существуют ли методы оценки эффективности профинансированных программ?

Единых подходов нет, поскольку Фонд финансирует множество разных по форме и целям программ. Приведу пример: у нас был проект содействия переводу на украинский язык лучших произведений в гуманитарной сфере, менеджмента, гражданского общества, политики и права. Проект масштабный и дорогостоящий, поскольку связан с переводом довольно сложных текстов, которые никогда не переводились на украинский язык (кстати, большинство из них отсутствуют и на русском). Ни одна похожая программа не была профинансирована государством. В год на эти цели расходовалось $50-70 тыс. За 11 лет мы профинансировали перевод и издание 570 книг. Мы надеялись, что это даст импульс государству, университетам и бизнесменам для продолжения проекта. Но развивать эту программу оказалось некому. Мы не можем выполнять обязанности государства постоянно, поэтому Фонд прекратил дальнейшее финансирование этой программы. С одной стороны, можно сказать, что программа не достигла своей цели, но с другой – эти издания все же вышли и доступны для украинских ученых и студентов. И это также весомый результат.

Одно из основных направлений работы Фонда – гуманитарные проекты, финансирование которых осуществляется при посредничестве общественных организаций. Разве не проще работать напрямую?

Дело в том, что, скажем, учреждения дошкольного образования или школы, которым в рамках новой Антикризисной гуманитарной программы помогает Фонд, финансируются из государственного бюджета. И чтобы перевести средства на их казначейские счета, нам необходимо пройти сложные процедуры. Общественным организациям здесь работать намного проще.

Какие направления станут приоритетными для Фонда в ближайшие годы?

Мы будем поддерживать практики самых разных форм самоорганизации граждан. Граждане должны научиться сами решать свои проблемы – от создания ОСББ, ремонта учреждений культуры и т. д. до умения защитить свои законные права. Кроме того, мы намерены уделить внимание уровню толерантности в обществе. Политическое противостояние порождает соответствующую реакцию общества, и люди, вместо того чтобы искать пути объединения, начинают искать виновных. Особенно это касается этнических вопросов. Также будем развивать программы по правовой защите населения, в частности путем создания центров правовой помощи. Кроме того, Фонд намерен содействовать улучшению разных форм мониторинга действий власти. В этом контексте также будем развивать действующие и способствовать созданию новых аналитических центров. Фонд готов поддержать проект “Мост реформ”, суть которого состоит в обмене опытом успешных реформ между Украиной, Молдовой и Грузией. Планов много.

***

Місія Міжнародного фонду “Відродження” – фінансово й організаційно сприяти становленню відкритого, демократичного суспільства в Україні шляхом підтримки значущих для його розвитку громадських ініціатив.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: